Развитие ребенка от 2 до 3 лет

Ранний возраст -  период интенсивного психического развития ребенка. Главные приобретения этого возраста: развитие предметных действий, новой для малыша деятельности – сюжетной игры; начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша. Активно развивается мышление, речь, двигательная сфера, возрастает самостоятельность ребенка и его желание активно познавать окружающий  мир. Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление. Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная. Мир предметов – важный для ребенка этого возраста. Требуется время, чтобы малыш начал использовать предметы по назначению и усвоил способы обращения с ними. Вначале он просто ими манипулирует (стучит крышкой, катает мячик по полу) и таким образом познает свойства предметов, их назначение.

Умения родителей терпеливо показывать и рассказывать о разных предметах, пояснять, вместе их исследовать позволяют ребёнку благополучно развиваться и приобретать собственный опыт обращения с миром вещей.

Раннее детство - период бурного речевого развития. Между двумя и тремя годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Словарный запас в два с половиной года  в среднем составляет 25О слов, а  в три года уже 450-500 слов.

Ребенок начинает строить предложения из 3-5 слов, используя местоимения «я», «ты», «мое». С каждым месяцем он осваивает все больше слов и пользуется ими в речи. Соответственно, его речь становится все более понятной. Он начинает учиться говорить по очереди, а не одновременно, и таким образом осваивает искусство диалога — вначале короткого, а затем все более развернутого.

Ребенок в 3 года может:

üпонимать короткий рассказ о знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях 

üвыполнять до 3 поручений (возьми, отнеси, положи) 

üназывать  и показывать части лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.) 

üиспользовать предложения из 3-5 слов

üупотреблять в речи прилагательные, местоимения, предлоги 

üназывать предметы по картинкам

ü говорить «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй»  

С целью развития  речи необходимо:

üПостоянно общаться с ребенком по поводу всех ситуаций и событий, которые происходят в

его жизни.

üСопровождать свои действия речевыми комментариями, говорить четко и правильно,

инструкции взрослых должны быть короткими и предельно ясными. 

üЧитать книги, стихи, рассказывать сказки и петь песенки.

üПосле прочтения книг обсуждать с ребенком на самом простом уровне прочитанное.

üВместе рассказывать знакомые ребенку сказки («жили были дед… и кто еще жил

правильно! Баба! А кто у них был? Кто говорит ко-ко? Правильно! Молодец!  Курочка Ряба!).

üРазыгрывать с ребенком простые сказки (например, «Теремок» - ребенок может быть

мышкой, сидящей в домике и впускающей остальных зверей). По ходу игры побуждать

ребенка к тому, чтобы он выполнял различные действия (открывать-закрывать дверь, махать

ручкой на приветствие – прощание, говорить простые слова и фразы или звукоподражания

(«пи-пи!», «ко-ко»).

Учитель-логопед Н.И. Кулакова представляет игры и пособия, которые можно использовать

для развития речи детей  раннего возраста.

Игра – главная деятельность и мощный импульс в формировании личности ребенка. Для успешного развития ребенка раннего возраста важно обеспечить его развивающими игрушками.

Какие игры и игрушки подойдут для детей 2-3 лет?

Наборы для сюжетно-ролевой игры: посуда, чемоданчик доктора, инструменты и т.д. Дети с удовольствием будут копировать поведение взрослых.  Мальчиков и девочек могут пока не интересовать игрушки, предназначенные для их пола, и это нормально. К примеру, мальчику сейчас может быть интересно изображать мамины заботы по хозяйству, поэтому ему больше понравится набор посуды, чем вертолет или танк. 

Обучающие игрушки: матрешки, пирамидки, конструкторы, шнуровки, рамки-вкладыши, конструкторы. Сначала нужно показать малышу, как играть. Ему не должно быть слишком сложно. Игрушка должна быть такая, чтобы он справлялся сам или с небольшой помощью взрослого.

Развивающие игры и материалы: кубики, пластилин, краски, карандаши, мозаика, пазлы.

Музыкальные инструменты: дудочка, барабан, бубен, пианино и т.д.

Инвентарь для подвижных игр: мяч, скакалка, спортивный уголок, кегли. 

Детский транспорт: самокат, беговел, велосипед.

Не стоит давать ребенку все игрушки сразу. Лучше на какое-то время убрать часть из них. А потом, например, через неделю, можно поменять  «старые»  игрушки на «новые». 

Предлагаю вам посмотреть видео, в котором рассказывается об играх, которые можно использовать для развития ребёнка в условиях семьи.

Кризис 3 лет

Вашему малышу исполнилось  три года. И вдруг вы начинаете замечать, что с  вашим ребёнком  что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону, как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, упрямое капризное существо.

Ребёнок отказывается от того, что ему всегда очень нравилось, все делает назло. Словно робот, недослушав вопросы и просьбы, отвечает всем: «нет», «не хочу», «не буду». 

Ребенок выделил себя как «Я» среди множества окружающих его людей. Он хочет подчеркнуть свое отличие от них –«Я сам!» И это утверждение «Я-системы» - основа личности к концу раннего детства. 

В  3 года дети ожидают от родителей уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнением считались, чтобы советовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в будущем. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться.

Возросшие потребности ребенка уже не могут быть удовлетворены  прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо».

Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития. В то время как физиологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.

Симптомы кризиса 3 лет:

Негативизм - это протестная реакция малыша на излишнюю требовательность, жесткие ограничения и запреты, а также на дефицит внимания со стороны родителей. Выражается обычно в том, что ребенок игнорирует любые просьбы взрослых только потому, что они исходят именно от них. Это негативная реакция на взрослого, а не на действия. Типичный пример: мама приходит с работы уставшая, начинает заниматься домашними делами, попутно требуя от ребенка убрать игрушки. Тот делает вид, что не слышит ее.

Ребенок, отказываясь выполнять просьбу взрослого, может даже поступать вопреки своим чувствам и желаниям. Например, очень хочет идти в цирк, но, услышав просьбу взрослого одеваться, резко отказывается. Ребенок может противоречить взрослому даже в абсурдной форме («Какие у тебя красивые бантики!» — «Нет, некрасивые!»).

Самая действенная рекомендация — оставить ребенка на время в покое или отвлечь от конкретной ситуации. Иногда помогают решить проблему просьбы-«наоборот»: «Мы сейчас никуда не пойдем, ты, пожалуйста, не одевайся сам». Главное, что должны показать родители ребенку, — спокойное, эмоционально нейтральное поведение. Негативизм с возрастом проходит, если родители властно не подавляют ребенка.

Упрямство — это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого хочется, а потому, что он этого потребовал: «Дай мне красную юбку, я хочу!». Упрямство может стать и устойчивой чертой характера, если постоянно отмахиваться от ребенка, или идти на поводу у его желаний. Самое простое правило в этом случае — не запрещать, а объяснять. Ребенок 3-х лет отлично понимает разумные доводы взрослого. Важное правило — говорить ребенку правду.

Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, так у папы. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание - как приказ. 

Своеволие проявляется в том, что ребенок хочет делать все сам независимо от ситуации и своих возможностей: сам покупать в магазине, переходить дорогу, не держась за мамину руку и пр. Естественно, такие желания ребенка не вызывают восторга у родителей. Однако в любой ситуации с малышом можно договориться. Самый лучший способ в данном случае — компромисс («Давай я понесу тяжелую сумку за эту ручку, а ты — за другую»). Дети очень быстро забывают про свои капризы и охотно включаются в новую игру. Самая желанная роль для ребенка — роль взрослого (мамы и воспитателя). Подыграйте ему, и вы увидите результат.

Если ребенку дают возможность что-либо сделать в значимой для него ситуации самому, конфликт с родителями быстро исчезает. И наоборот — любой жесткий запрет приведет к усилению этих негативных проявлений.                                                 
Деспотизм Поведение ребенка весьма противоречиво: с одной стороны, он старается все решать, как взрослые, все сам, а с другой — хочет снова стать маленьким, чтобы безраздельно владеть вниманием взрослых. Эти противоречия проявляются во властном поведении, когда ребенок начинает манипулировать взрослыми: «Нет, ты не пойдешь в гости, ты будешь со мной дома!», «Не говори по телефону, а играй со мной!» и пр. Самое время объяснить ребенку, что у каждого члена семьи есть свои дела, обязанности и желания, в которых ему, ребенку, тоже есть место: «Мы с тобой поиграли в мозаику, а теперь мне надо приготовить папе ужин, ведь он придет с работы голодный. Ты будешь мне помогать, и папе будет приятно, что мы вместе трудимся».

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме относятся к нему как к взрослому, поощряют проявление самостоятельности. Помните, что одобрение пусть маленьких, но самостоятельных попыток достичь результата в каком-либо деле — залог высокой самооценки ребенка в будущем. У ребенка обязательно должно быть ощущение и переживание успеха, тогда кризис пройдет менее болезненно.    

Еще один вопрос, с которым часто обращаются родители к психологу – ребенок начинает кусаться. Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки».Как же относиться к детской агрессивности и как учить ребенка бережно относится к другим людям?

Несмотря на то, что у малыша начинает формироваться способность к сочувствию, ему все-таки очень сложно стать на позицию другого человека. В этом возрасте он неосознанно причиняет боль другим людям. Кроме того, кусаясь и выражая свою злость, малыш заявляет о своих потребностях, защищает себя, стремится получить желаемое.

Выражая свою злость, малыш проверяет саму возможность выражать агрессию в этом мире. Естественное желание взрослых в такой ситуации – накричать, иногда наказать физически, запретить не желаемое поведение. И тогда ребенок в этой ситуации отвергается значимым человеком, своим родителем («Отойди от меня. Ты плохой. Такой ты мне не нужен»). У него формируется запрет на выражение агрессии – и это крайность, которая сказывается на дальнейшем развитии человека. Ведь агрессия очень важный ресурс в жизни, и с помощью этой силы мы отстаивает себя, учимся, достигаем своей цели, мы даже строим отношения с ее помощью с другими людьми. Родителям важно знать, что хороший мальчик, хорошая девочка – это во многом путь невротического развития, когда такому человеку уже во взрослом состоянии может быть сложно себя реализовывать и отстаивать, жить согласно своим потребностям и устремлениям. Подавление агрессии ведет к неуверенности, неспособности отстаивать себя, излишней податливости в отношениях  с другими людьми, склонности к тревожным и депрессивным состояниям.

Не замечать проявлений детской агрессии – тоже не выход.

Ранний возраст – это возраст повторений, когда родителю в такой ситуации необходимо давать ребенку обратную связь: «Ты укусил меня – и мне больно. Нельзя со мной так обращаться» или «Я вижу как ты злишься из-за недоставшейся тебе игрушки. Ты причинил боль брату». Как было сказано ранее, ребенок в раннем возрасте учится обращаться с этой силой, и ему важно быть принятым родителем не в столь приятных проявлениях. Придет время – и, при чутком отношении к ребенку, он тоже  начнет проявлять сочувствие к другому человеку, будет осознавать границы дозволенного в отношениях и не стремиться причинять боль другому. Например, в дошкольном возрасте он может уже регулировать себя с помощью слов, проговаривая свои чувства и объясняя партнеру общения причины своего состояния: «Ты не взял меня в игру – и я очень злюсь на тебя». Такой уровень регуляции возможен только если сами взрослые умеют регулировать себя и на собственном примере принятия злости малыша обучают этому своего ребенка.                                                                                

Что делать родителям:

  · Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Очень часто,  кусание в случае долгого времяпрепровождения  ребенка  в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.

· Задача родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы со стороны ребенка. Здесь подойдет метод «контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите ребенку: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!»

·   Нельзя кусать ребёнка в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.

·  Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего   ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте ребёнку  возможность  загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.

·  Выявив причину и определив, почему малыш кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка. 

В 2-3 года психика ребенка продолжает совершенствоваться. Развиваются его интеллектуальные способности, усложняются умения и навыки. Малыш становится более общительным, любознательным и целеустремленным. В то же время он стремится к самостоятельности.

Важно находить верные пути взаимодействия с ребенком и поддерживать его на этом этапе взросления.